Шаррас - это деревушка, в которой в 1793 году было 745 жителей, а в 2008 - 324. Мы провели здесь (наездами) 10 лет, владели собственностью и по тому, что здесь происходит можно делать определенные выводы о том, что происходит в cсельской местности во Франции в целом.
Когда мы покупали здесь квартиру деревушка принадлежала к региону Пуату-Шаррант (с центром в Ангулеме и другими такими замечательными городами как Коньяк, Ла Рошель (да-да, мушкетеры ) и Пуатье (Диана де Пуатье и битва при Пуатье - это все оттуда). Однако реформа 2016 преобразовала 27 регионов в 18 и в один прекрасный день мы проснулись при новой власти - центр теперь в Бордо, а сам регион (Новая Аквитань) - самый большой во Франции и объединил, собственно, Аквитань, Пуату-Шаррант и Лимузан (там производят, среди прочего, знаменитую говядину).
В деревушке есть шато
читать дальше(21 собственность, которой владеют разные люди, преимущественно англичане, 6 гектаров, за общее услуги (сад, бассейн, корты, услуги садовника и т.д.) платят сообща, пропорционально размеру собственности. Помимо квартир вся собственность общая, есть компания по обслуживанию (дерет жуткие деньги, управляет скверно), совет из трех человек из числа владельцев, который ежегодно выбирается на собрании совладельцев на Пасху, ну и многочисленные траты на поддержание шато (если стена вокруг сада обваливается на наружную (общественную) дорогу, это чревато огромными штрафами. Помимо шато есть укрепленная церковь 11 века, мэрия, с общественным залом и полем для петанга (куда без него, национальная французская игра), магазин, почтовые услуги, парикмахерская, 2 класса начальной школы (остальные - в других деревнях, за школы идет сражение, это ведь возможность получать финансирования), автобусная остановка (автобус - раз в день, в 6.40 утра, строго по школьным дням). Для вымирающей сельской местности это очень немало, цены на домики в Шаррасе (я не про шато сейчас) - на 10-15 % выше, чем в соседних деревнях, вот только вчера этот вопрос выясняли. Мэр усиленно думает, чем привлечь население и деньги, иногда планы имеют сомнительный характер. Напротив шато, например, вырубили лесозону - сейчас это общественная земля (раньше - угодья при шато) и собирается там устроить паркинг для караванов. На окраине деревушки построено около 10 домиков социального жилья - семьи уже заселились, собираются строить ещё. Несколько лет назад тестировали возможность постройки современных ветряных мельниц (тогда на фоне прекрасного сельского пейзажа, прямо напротив наших окон, появилось око Мордора - мачта с мигающим красным огоньком, бесконечно раздражающим по вечерам. Пейзаж отстояли - помню развешанные по всей деревне плакаты и полотнища против строительства мельниц (это сразу удешевит стоимость собственности в деревне по крайней мере на 10 процентов, плюс испортит руральную репутацию)). Вообще, наш регион (я про Шаррант сейчас - один из самых руральных во Франции, здесь древние леса (просто так не пройти, только по проложенным тропинкам), охота - второй вид развлечения после футбола, большие поля подсолнухов, пшеницы и других злаков, фермы, на которых индивидуальных куриц разводят.
В деревне все больше домов на продажу (сейчас штук 5-6), молодежь уезжает в города, шато процветает и встает вопрос будущего. Но местные цены упорно не снижают, верят в лучшее. Надежда, прежде всего, на туризм и вот тут большим вопросительным знаком стоит Брекзит. Большинство инноваций (ресторанов/рестораций/покупок собственности) последние двa десятка лет делались англичанами, а как будет теперь - никто не знает. Ждем.